Екатерина Владимировна Пухарева
Учитель-логопед АНО ДО «ЛОРА»
Удмуртская Республика, г. Воткинск

Ирина Владимировна Лопатина
Учитель-логопед АНО ДО «ЛОРА»
Удмуртская Республика, г. Воткинск


Комплексное сопровождение ребёнка с задержкой речевого развития

На современном этапе развития нашего общества с каждым годом становится острее проблема увеличения числа «неговорящих» детей 2-3 лет.
При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к 2 - м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Однако в последнее время у детей отмечается задержка речевого развития, повысился процент «неговорящих» детей, которые и в 3 года говорят непонятно (звуковыми комплексами), заменяют речь жестами.
Как правило, причинами задержки речевого развития являются: органическое поражение центральной нервной системы, (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни), генетическая предрасположенность, нарушение слуха, ослабление детского организма.
Однако, в последнее время, всё чаще встречается ещё одна, внешняя причина, это невостребованность речи ребёнка окружающими взрослыми. Ошибка современных родителей состоит в том, что они мало разговаривают со своим ребенком, или же пытаются предугадать все его желания, то есть общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов. Также это случается тогда, когда дети предоставлены сами себе, часто смотрят телевизор, слушают «говорящие» книги без участия и помощи родителей. Такие дети с трудом идут на контакт, не пользуются речью, как средством общения.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Кроме того, сокращение живого общения приводит к недоразвитию речи и у детей,  не имеющих неврологической и соматической патологии.
Отсутствие специализированной своевременной помощи при задержке речевого развития  в раннем возрасте, приводит к недоразвитию  всей системы речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Такое сочетание разнородных причин и подтолкнуло нас  к поиску оптимального метода коррекции при задержке речевого развития, который бы успешно работал именно в сенситивный период развития (до 3 лет), когда у ребёнка безусловный подражательный и познавательный рефлекс работает мощнее всего.
Разработанный на базе АНО ДОД «ЛОРА» курс коррекции включает в себя комплекс медико-педагогических мероприятий: медикаментозное, психолого-педагогическое, логопедическое и логоритмическое воздействие.
Таким образом,  комплексная система коррекции объединяет и тесно связывает между собой работу невролога, логопеда, психолога, педагога  и логоритмиста. Каждый специалист осуществляет свое направление, дополняя и углубляя влияние других.

Консультация невролога
Для выявления причины задержки речевого развития родители с ребёнком посещают консультацию врача – невролога. В случае установления неврологической патологии, приводящей к задержке речевого развития, врач-невролог назначает курс медикаментозного лечения и на протяжении всего коррекционного курса контролирует состояние детей.
Логопедический массаж
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата и оказывается положительный эффект на весь организм.

Занятия с логопедом
Логопедическая работа по преодолению нарушений речевого развития детей раннего возраста строится по следующим направлениям:
- установление контакта с ребенком, развитие речевого внимания, вызывание потребности в вербальном высказывании;
- развитие понимания речи и расширение пассивного словаря;
- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики;
- поэтапное формирование экспрессивной речи: активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения,  развитие  словаря существительных, прилагательных, глаголов;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование диалогической формы общения;
- развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Логопедическая работа ведётся в форме индивидуальных занятий специалиста с ребёнком. При логокоррекции используются компьютерные программы и тренажёры.

Занятия с психологом
Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Именно семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребенку первые знания и умения.
Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. В подобных случаях  психокоррекционная работа только с ребенком не принесет положительных результатов. Чтобы динамика была положительная необходимо вести работу со всей семьей. Мы понимаем семью как развивающее пространство, т. е. как систему условий, создающих возможности для развития,  как каждого отдельного члена семьи, так и всей семьи как единого целого. Родителям предлагается обучиться новым формам взаимоотношений друг с другом и со своим ребенком. Только при таком подходе можно получить стойкий положительный результат. Работа с психологом строится в три этапа: 1 – консультирование всей семьи; 2 – структурированная работа с родителями, ориентированная на ребенка; 3 – психокоррекционная работа с ребенком.

Занятия с логоритмистом
Часто у детей с задержкой речевого развития отмечаются нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, плохая координация сложных движений.  Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с задержкой речевого развития является логопедическая ритмика. Логоритмика направлена на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции изучаемого звука; расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Занятия с педагогом
Педагог совместно с логопедом участвует в развитии речи  ребенка, а также неречевых познавательных психических процессов и формировании личности ребенка в целом. Основными направлениями работы педагога с детьми раннего возраста являются: формирование системы сенсорных эталонов; развитие и активизация мелкой моторики и общих движений; интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи; овладение диалогической речью; развитие наглядно-образного мышления; развитие зрительной и слухоречевой памяти; формирование представлений об окружающем; формирование  конструктивной и изобразительной деятельности. Работа педагога ведётся в форме групповых и индивидуальных занятий.
Занятия с ИЗО - инструктором
В агентстве мы используем  такой способ стимулирования развития речи, как - творческое рисование с использованием нетрадиционных техник (пальчиковая живопись; пластилиновая живопись;  тычок;  оттиск; пуантизм; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; гелевая графика; кляксография; монотопия; томпонирование; граттаж и т.д).
Мелкая моторика пальцев рук  и речевая функция между собой тесно связаны. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является  как стимулом для развития речи ребенка,  так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Помимо развития мелкой моторики пальцев рук  творческое рисование способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;  развивает коммуникативные качества; формирует нестандартное мышление. Занятия с ИЗО-инструктором проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Результаты, полученные в ходе работы с детьми раннего возраста, обратившихся в агентство, доказывают эффективность комплексного психолого - педагогического подхода.
Маша Д. поступила в агентство в возрасте 2  г. 9 мес. с  задержкой речевого развития. В собственной речи девочка использовала звукоподражания, "лепетные" слова, простые слова обиходной тематики. Фраза состояла из 2 слов, не связанных грамматически. Грамматические категории не использовала. Понимание речи также было ограниченно. В ходе комплексной коррекции активный словарь Маши значительно обогатился, девочка стала использовать названия предметов, признаки и глаголы, научилась образовывать мн.ч. существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Маша начала использовать в речи простые распространенные предложения, грамматически оформленные.
Данил П. поступил в агентство в возрасте 3 г. 2 мес. с задержкой речевого развития. На момент поступления ребенок на контакт не шел, использовал в речи несколько слов "мама", "папа", "ба", "на". Активно использовал жесты и мимику. Фразы не было. Понимание речи также было нарушено. В ходе проведения комплексной  психолого-педагогической коррекции Данил стал заниматься с желанием, в речи появились слова обиходной тематики, названия предметов, признаки (цвета, размер), глаголы. Мальчик стал использовать простую фразу, состоящую из 2 слов. Пассивный словарь значительно вырос.


Список литературы
1. Архипова Е.Ф  Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ Астрель, 2006
2. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987
3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
4. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М., 2008.