Елена Петровна Ивченко
Учитель-логопед АНО ДО «ЛОРА»
Удмуртская Республика, г. Воткинск

Игры в коррекционной работе логопеда

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Что даёт игра детям?
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает развитие воображения.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но, при обследовании этих детей, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:
- Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
- Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
- При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.
- Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
- отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.
Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
На этапе автоматизации моя главная цель на занятиях – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. И легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую картины «Весёлые полянки», даже “гуляя” по ним неоднократно дети любят повторять артикуляционные упражнения снова и снова. Использую дидактическую игрушку «Лягушонок Квака», который помогает выполнять артикуляционную зарядку, и игрушки-символы артикуляционных упражнений. Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки легко поются, помогает игра «Звуковые песенки гномиков», Они поют вдвоём, втроём и, наконец, их голоса звучат в едином хоре: АОУЭИЫ…
Это трудно и интересно и хочется повторить, получится ли так у меня? Эти пособия помогают сочинять  логосказки, которые используются мною как вид деятельности в системе коррекции речевых нарушений.
Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Виды логосказок:
1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
5.Сказки, способствующие формированию связной речи.
6.Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров. Декорациями могут служить объемные ширмы, мини- макеты, дидактические пособия.
Вот звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов «ра» как «рак» и «ша» как «шар» или «шарф». При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Некоторые игровые приемы:
«Кто больше?»
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
«Поедем на машине»
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
«Пальчики здороваются»
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
«Маленькие ножки бежали по дорожке…»
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
«Говорящие руки»
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а].
Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Ступеньки»
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:
«Волшебной палочки», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
Упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО, РУ и др. А затем все 5 «песенок» - слогов «играть» вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
Игры «Проведи слог по звуковой дорожке»: одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
Игры «Гласные звуки пришли в гости к согласному», когда «звуковые человечки» встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по «Звуковой дорожке», встретится с другим слогом.
Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.
Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.
«Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на колечки  разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку  из колечек на заданный звук.
«Собери цветочек»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках
«Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
«Рыбалка», в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
Не менее интересна игра «Собери грибы», где на каждый грибок наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, вызывает чувство соревновательности.
Игра «Домик зверей», где на каждом этаже живут животные с определенным звуком.
На этом же принципе автоматизации и дифференциации звуков строятся и другие игры: «Улитка», «Найди и подбери», «Веселый паровоз», «Назови и прочти», «Собери бусы», различные виды лото и домино.
Все мы знаем, что одна из основных задач в нашей работе  - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия. Поэтому я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
«Вспомни парную картинку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, опосредованного запоминания и умения устанавливать логические связи между предметами.
Материал:  предметные картинки с изучаемым звуком (каждая пара картинок логически связана).
Ход игры: познакомив детей с картинками, педагог убирает по одной картинке из каждой пары, а потом предлагает детям вспомнить ту, которая по смыслу была связана с оставленной.
«Загаданная картинка»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, воображения и мышления.
Материал: предметные картинки с изучаемым звуком.
Ход игры: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинки, назвать их. К названному педагогом слову выбрать одну из предложенных картинок («которую я загадала»), связанную по смыслу с названным словом, правильно произнести слово.
«Найди похожие слова»
Цель игры: автоматизация изучаемого  звука, развитие слухового внимания и детского словотворчества.
Материал: пары предметных картинок с изучаемым звуком в названии и с рифмующимися окончаниями. Картинки расположены вперемешку.
Ход игры: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинки, правильно их назвать и выбрать две, которые по звучанию «похожи» друг на друга.
Обобщив опыт педагогов, я разработала  игровое пособие «Волшебный куб».
Игра-конструктор «Волшебный куб» представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной с взрослым, так и для самостоятельной игры. При работе с пособием у ребенка развиваются мелкая моторика пальцев рук, сенсорное и пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас, формируется культура общения.
Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.
Пособие  представляет собой серию кубов различной величины, на сторонах которых даны символы дидактических игр или упражнений. Каждый может быть использован как  самостоятельно, так и в сочетаниях, по усмотрению педагога.
Куб может использоваться на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента. На отдельном занятии дети узнают название куба, выполняют задания на его сторонах. Картинки могут заменяться по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями игры, а значит, в игрушке заложены большие возможности для вариативного ее использования (приложение 1).
Использование данного дидактического пособия поможет педагогу поддерживать интерес детей, развивать память, мыслительные процессы.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, я использую в своей работе методику В.К. Воробьевой - составление предложений и рассказов цепной структуры с опорой на графический план, где последнее слово в предложении является началом последующего предложения. Так ребенок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связной речи и учится пересказывать тексты.
И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того, чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим интересом вспоминают содержание рассказа), пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т.е. по ролям), диалоги с пальчиковыми куклами, пальчиковый театр).
Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Список использованной литературы
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.- СПб.: Издательство «Лань», 1999;
2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2009;
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2010;
4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М.: Корона – Век, 2012.